Просмотров: 24685

В этой статье мы разберем, как должна выглядеть на сайте форма подписки на смс-рассылки в соответствии с Законом “О рекламе”
Смс-сообщения давно являются одним из основных каналов коммуникации с клиентами.
С помощью смс можно подтвердить заказ, напомнить о доставке или записи к врачу, провести рекламную кампанию или опрос.
Вместе с тем при очевидной простоте и доступности услуги есть нюансы с точки зрения законности отправки клиентам рекламных смс-рассылок. Однако до сих пор требования законов “О рекламе” и “О персональных данных” игнорируют, а их положения зачастую неверно трактуют, что может привести к негативным последствиям.
Ответственность
Законом “О рекламе” за рассылку смс без предварительного согласия абонента на ее получение предусмотрена следующая ответственность:
- Для юридических лиц от 100 000 до 500 000 рублей;
- Для индивидуальных предпринимателей от 4 000 до 20 000 рублей.
Важно понимать, что суммы указаны за каждый выявленный факт нарушения. Иными словами, если вы сделали рассылку на несколько тысяч абонентов и по ее итогам жалобу оставили, например, 3 абонента, то финансовая ответственность будет пропорциональной.
Немаловажным является и то, что Федеральная антимонопольная служба (далее – ФАС России) на практике накладывает административный штраф на всех участников рассылки (оператора сотовой связи, исполнителя и заказчика услуги), а итоговую ответственность с учетом всех издержек и понесенных расходов участников несет именно заказчик рассылки. Таким образом, итоговая сумма штрафа кратно увеличивается.
Рекомендации
Чтобы быть уверенным в законности отправляемых смс-сообщений и не опасаться начисления штрафов, необходимо правильно и своевременно собирать согласия.
на получение смс от абонентов. О том, как правильно собирать согласия, используя анкеты, мы рассказывали ранее в этой статье.
При этом, когда мы говорим про интернет-торговлю, онлайн-сервисы и деятельность, где оффлайн-коммуникация с покупателем не предусмотрена, физическое подписание анкеты проблематично. В таком случае согласия должны собираться онлайн, например, на вашем сайте.
Основные требования к форме подписки на рекламные SMS
Базовых требований всего 4:
|
Требование |
Как реализовать |
1 |
Согласие должно быть выражено явно |
Клиент должен совершить однозначно интерпретируемые действия: поставить галочку, заполнить чек-бокс и отправить заявку. Далее заявка должна храниться на вашей стороне. |
2 |
Согласие должно быть получено добровольно |
Клиент должен самостоятельно поставить галочку, что согласен получать SMS на свой номер телефона, и отправить заявку. Ставить галочку по умолчанию проставленной в форме подписки нельзя. |
3 |
Согласие на смс должно быть оформлено отдельно и не должно включаться по умолчанию в политику по обработке персональных данных, пользовательское соглашение или оферту |
Добавить отдельную строку для получения согласия именно на SMS. Например, “хочу получать рекламные SMS на свой номер телефона”. |
4 |
Наличие данных об абоненте |
Сделать обязательным к заполнению граф “имя”, “фамилия”, “номер телефона”. |
При наличии этих пунктов форма подписки соответствует требованиям Закона “О рекламе”.
Вместе с тем важно понимать, что вам, как заказчику рассылки и администратору сайта, на котором абонент заполнил форму и выразил согласие получать смс-сообщения, нужно будет доказать ФАС России, что это именно тот самый абонент.
Именно поэтому важно хранить логи, заявки, ip-адрес, историю покупок и доставок клиенту. Если абонент использовал один и тот же номер при подписке на SMS и подтверждал покупку или доставку с помощью смс-кода, то подтвердить, что это тот самый клиент не составит труда.
Дополнительно мы рекомендуем отображать информацию о согласии или несогласии получать SMS во всех клиентских документах так же, как и саму информацию о заказе, – это важный аспект для доказательства правомерности ваших действий.
Примеры форм
Пример № 1

Пример № 2

Заключение
Используя правильную форму подписки, вы будете защищены от рисков получения штрафов со стороны ФАС России и сможете формировать целевую базу подписчиков, которые заинтересованы получать смс-сообщения от вашей компании.
Просмотров: 24685